Депутаты Госдумы предложили внести поправки в законодательство, чтобы торговые сети самостоятельно решали, что делать с нереализованными остатками.
В данный момент распространена практика, когда ритейлеры заключают договор с производителем, где прописывается условие, определенного срока. В какой-то степени это выглядит как навязывание возврата и ставит производителя в абсолютно невыгодное положение, что в последствии имеет негативное влияние и на конечного потребителя. Убыточность бизнеса заставляет производителя экономить на качестве, снижать ассортимент и повышать цены, чтобы снизить свои риски. Убытки каждого производителя — это по сути урон для российской экономики в целом. Иногда ущерб только по хлебобулочным изделиям может достигать 50% от всей поставки. Это значит, что каждый год, только по примерным подсчетам, около 3 млн. тонн высококачественной пшеницы и ржи уничтожается только из-за того, что взаимоотношения в цепочке ритейлер — производитель далеки от совершенства.
К тому же при возврате товара часто могут нарушаться санитарно-эпидемиологические и гигиенические нормы, просроченный товар становится обузой и для торговых сетей, и для производителей продукции.
По прогнозам инициаторов законопроекта, внесение поправок в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» позволит решить эту проблему, расширив права производителей. В итоге это может положительно сказаться на розничной цене товара. Ведь сейчас покупатель чаще оплачивает не затраты производителя на изготовление той или иной продукции, а риски торговых сетей, пытающихся себя обезопасить с помощью торговых наценок.